Slideshow Image 1

Всероссийская конференция «Тиражирование опыта по разработке учебно-методических пособий для учителей и учащихся школ Алтае-Саянского экорегиона по включению вопросов сохранения биоразнообразия в школьные программы»

    21-22 мая 2010 года на базе туркомплекса «Стик-Трэвел», недалеко от живописного озера Ая (Алтайский край) состоялась Всероссийская конференция «Тиражирование опыта по разработке учебно-методических пособий для учителей и учащихся школ Алтае-Саянского экорегиона по включению вопросов сохранения биоразнообразия в школьные программы». Данная конференция стала итогом большого проекта по созданию комплекта учебных пособий «Алтай заповедный», нацеленных на экологическое воспитание и просвещение подрастающего поколения Республики Алтай, который, в свою очередь, завершил проект Программы Развития ООН и Глобального Экологического Фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона», проходивший с 2007 г. в Республиках Алтай, Хакасия и Тыва, в Кемеровской области, Красноярском и Алтайском краях.

    На конференции присутствовало 67 человек, в том числе иногородних 24 человека, представлявших 8 регионов: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Алтайский,  Красноярский края, Республика Алтай   Новосибирская, Томская, Кемеровская области.

    В конференции принимали участие: представители ПРООН/ГЭФ, Административных структур субъектов РФ, Администраций городских и районных образований, учёные, педагоги (учреждений высшего, среднего и дополнительного образования), работники ООПТ, НПО, прессы.

    Конференция проводилась с целью распространения опыта по экологическому образованию учащихся, проживающих в регионах Республики Алтай, при поддержке ПРООН/ГЭФ, Комитета по образованию, культуре, СМИ и общественным образованиям Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, Фонда устойчивого развития Алтая, Некоммерческого партнерства «Культуротворческие школы Алтая» и Муниципальных образований Онгудайского и Кош-Агачского районов Республики Алтай.

    На территории Республики Алтай в течение ряда лет на разных уровнях ведется работа по экопросвещению и сохранению биоразнообразия. Есть большие наработки у ученых разных специальностей, а также у учителей, работающих в экспериментальном режиме.

    Более успешный опыт по внедрению инновационных подходов в сфере экологического образования и просвещения существует в сельских общеобразовательных школах Каракольской долины (территория Природного парка «Уч Энмек») в Онгудайском районе. Учителя сельских школ успешно участвуют в федеральном экспериментальном проекте «Культуротворческие школы России».

    Впервые в Республике Алтай была осуществлена попытка создания целостного комплекта учебных пособий, которые последовательно раскрывали бы в сознании подрастающего поколения единый образ малой родины: богатой культурными традициями, сформированными неповторимыми и многообразными ландшафтами. Коллективом авторов, в который вошли ученые Республики Алтай и Алтайского края был разработан комплект учебных пособий «Алтай заповедный».

    Два района республики: Онгудайский и Кош-Агачский были выбраны в качестве пилотных. 11 школ названных районов участвовали в подготовке и апробации учебных пособий комплекта.

    Первые результаты эксперимента по апробации комплекта учебных пособий «Алтай заповедный» в школах показали устойчивый интерес учащихся к вопросам биоразнообразия, экологии и культуры Алтая, рост экологических знаний и ценностных ориентаций учащихся, направленных на сохранение биологического разнообразия родного края, но охрану окружающей природной среды.

    В ходе конференции были заслушаны выступления руководителей и исполнителей проекта, представителей Правительства Республики Алтай, Администраций Кош-Агачского и Онгудайского районов Республики Алтай,  учителей экспериментальных школ. Кроме того, выступило большинство участников – представителей других регионов.

    Для участников конференции была проведена презентация комплекта учебно-методических пособий «Алтай заповедный», содержание которых направлено на формирование экологических знаний, умений и ценностных ориентаций по изучению и сохранению биологического разнообразия родного края. Каждый из участников конференции получил по комплекту пособий и дополнительной литературы в подарок.

    Заслушав выступления разработчиков, учителей – практиков, представителей Администрации и Управления образованием участники конференции признали результаты проекта успешными и заслуживающими распространения и внедрения, как в границах Республики Алтай, так и за ее пределами. О продолжении и расширении эксперимента, в частности о дополнительном тираже, обратились к Правительству Республики Алтай все участвовавшие в эксперименте педагоги, а также педагоги и общественность большинства районов Республики Алтай.

    С предложениями о создании таких учебных пособий и поддержке этих инициатив местными администрациями и ПРООН/ГЭФ выступили представители Алтайского края.

    Участники конференции признали, что в  основе успеха проекта лежит координация усилий целого ряда государственных, научных и неправительственных структур. Проект ПРООН/ГЭФ выступил в качестве катализатора этого объединения разнородных организаций, поставив задачу и профинансировав начальный этап выполнения проекта, что позволило собраться и приступить к работе учёным, методистам и педагогам. Необходимым условием явилась своевременная организационная и финансовая поддержка проекта со стороны республиканских и районных административных структур, а также депутатов и общественности Республики Алтай.